Язык UML. Руководство пользователя

       

Новые строительные блоки


Строительные блоки языка UML - классы, интерфейсы, кооперации, компоненты, узлы, ассоциации и т.д. - являются достаточно общими, чтобы их можно было применять для моделирования любых сущностей. Тем не менее, если вы хотите расширить словарь или создать специальные визуальные образы для абстракций, часто возникающих в вашей предметной области, можно воспользоваться стереотипами.

Моделирование новых строительных блоков производится в следующем порядке:

  • Убедитесь, что с помощью базового набора средств UML невозможно воплотить ваш замысел. Если вы столкнулись с типичной задачей моделирования, то, скорее всего, уже существует стандартный стереотип для ее решения.
  • Если вы убеждены, что никакого другого способа выразить соответствующую семантику не существует, подыщите примитив UML, более всего похожий на то, что вы собираетесь моделировать (например, класс, интерфейс, компонент, узел, ассоциацию и т.д.) и определите для него новый стереотип.
  • Помните, что вы можете определить иерархию стереотипов (см. главу 10), в которой есть как общие, так и специализированные элементы; однако не увлекайтесь этим чрезмерно.
  • Задайте общие свойства и семантику, выходящие за пределы базового элемента, определив множество помеченных значений и ограничений для стереотипа.
  • Если вы хотите связать со стереотипными элементами специальный визуальный образ, определите для каждого из них новую пиктограмму.

    Допустим, вы используете диаграммы деятельности для моделирования бизнес-процесса, описывающего действия тренеров и команд во время какого-либо спортивного события. Следует визуально отличать тренеров и команды друг от друга и от иных сущностей предметной области, таких как состязания и занятые командами места. Как явствует из рис. 6.9, две сущности - Тренер (Coach) и Команда (Team) - отличаются от остальных. Это не просто разновидности классов, а новые примитивные строительные блоки, которые можно использовать в данном контексте. Создать такие блоки можно, определив стереотипы coach и team


    Рис. 6.9 Моделирование новых строительных блоков

    и применив их к классам UML. На рисунке анонимные экземпляры :Тренер и :Команда (последний существует в трех различных состояниях - не зарегистрирована, зарегистрирована и закончила выступление) сопровождаются пиктограммами, ассоциированным с их стереотипами. (Подробнее об экземплярах рассказано в главе 13, о ролях - в главе 11, о диаграммах деятельности - в главе 19.)



    Содержание раздела